Роботизированная КПП (РКПП) как и все остальные версии коробок передач, имеет следующее предназначение — это преобразование крутящего момента с передачей его на ведущий вал, а так же изменение скорости передаточного отношения к ведущим колесам автомобиля. РКПП очень схожа с механической перед включением передачи водитель выжимает сцепление и включает передачу, после медленно отпускает педаль муфты тем самым передавая крутящий момент от маховика двигателя к ведущим колесам. Далее во время движения водитель сам принимает какое положение передаточного числа должно быть включено в текущий момент принимая во внимание скорость автомобиля и нагрузку на двигатель.
В роботизированных коробках передач вместо педали сцепления и ручных кулис переключения передаточного числа, установлены активаторы с гидроприводами и сервоприводы с редукторами которые управляют этими узлами, а команды задает электронный блок управления РКПП. По его команде первый активатор с гидроприводом выжимает сцепление, а второй переключает кулису включая нужную передачу за тем активатор с гидроприводом медленно отпускает сцепление приводя в движение ведущие колеса. В автоматическом режиме блок управления принимает сигналы от датчиков установленных на приводе сцепления и кулисах переключения передач, а так же от блоков управления двигателем, ABS и ESP переключая передачи на повышение либо понижение. В ручном режиме водитель может сам задавать положение передач при помощи лепестков либо электронного джойстика установленного на центральной консоли.
Проблема одно дискового робота в том что во время переключения отсутствует обратная связь, и при размыкании или смыкании диска сцепления присутствует небольшой дискомфорт во время ускорения. У роботов с двухдисковым сцеплением (Dual ClutCh Transmision) данная проблема устранена (DSG, POWER SHIFT и т. д.)
РКПП Honda i-shift
Как было сказано в ранних статьях-это та же механическая кпп с обычным сцеплением. На автомобиля марки Honda устанавливалась само подводящаяся корзина (Self Adjusting Clutch) Некоторые специалисты даже не представляют в чем подвох этих слов. А при монтаже диска допускают грубейшие ошибки. При монтаже корзины Self Adjusting Clutch требуется специальное приспособление которое может взвести корзину, если же этого не сделать, то адаптация робота может не пройти до конца без ошибок и самого диска хватит не более 30 000 км, либо вообще не поедет.
Как и у других роботов у i-shift есть слабые места это щетки активатора их хватает на 100 000 км. При неисправности активатора сцепления генерируется код неисправности P0810 Clutch Position Control Error. Официальный дилер при виде такого кода приговаривает клиента на 200 000р, но в неофициальном сервисе этот вопрос решить во много раз дешевле поменяв щетки активатора. Замена их требует профессионального вмешательства.
После ремонтных работ требуется проводить адаптацию сцепления и механизма переключения передач. На автомобилях марки Honda это можно произвести только при помощи оригинального оборудования и программного обеспечения HDS. Адаптация сцепления на этом автомобиле проводится двумя режимами — это статический режим и динамический
Статический режим:
1) Обучение положения привода передач.
2) Обучение положений синхронизации.
3)Обучение положения сцепления 1
4)Обучение положения сцепления 2
5)Обучение положения сцепления 3
Этот режим проводится на полностью собранном автомобиле в неподвижном положении и хорошо заряженной аккумуляторной батарее, двигатель при этом должен быть прогрет до рабочей температуры.
Адаптация в динамическом режиме отличается от статического одним пунктом и проводится в движении:
1) Обучение положения привода передач.
2) Обучение положений синхронизации.
3)Обучение положения сцепления 1
4)Обучение положения сцепления 2
5)Обучение коэффициента трения сцепления
6)Обучение положения сцепления 3
Данную адаптацию сцепления нужно проводить каждые 10 000 км.
РКПП EASYTRONIC OPEL
В основе этой РКПП стоит все та же механическая КПП, на которой сверху смонтированы электродвигатели кулисы переключения передач и установлен активатор с гидроприводом сцепления, на нем же установлен блок управления Easytronic. Основной проблемой этой коробки является активатор выжима сцепления с гидроприводом. Первое что выходит из строя это щетки электродвигателя которые меняются очень не просто и требуют профессионального вмешательства. При неисправности активатора генерируется код в памяти неисправностей P01607 неисправность привода сцепления. Вторая проблема это выход из строя гидропривода сцепления (главного цилиндра), который не поставляется как отдельная зап часть, а идет в сборе с блоком управления и ценник на эту деталь очень заоблачный. Третья проблема это само сцепление т. е. комплект корзина диск и выжимной подшипник. После любых вмешательств в данный агрегат требуется адаптация сцепления и обучение робота. Данная процедура должна проводится каждые 10000 км.
Данные РКПП установлены на автомобили марки OPEL модели ASTRA, CORSA, ZAFIRA.